Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека.
К. Роджерс
План работы с одаренными детьми на 2021/2022 учебный год (.pdf)
Рекомендации для учителей по работе с одаренными детьми
Рекомендации по работе с одаренными младшими школьниками
Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми
Рекомендации родителям одаренных детей
В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:
- хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой;
- способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам;
- умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений;
- погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания;
- не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников;
- постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм), отсюда – постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения;
- могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи»;
- способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации;
- урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы;
- умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации;
- лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал;
- остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Проблемы одаренных детей:
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется из-за того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
8. Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть подготовлен к такой работе.